Цирюльник в Европе Средних веков: брадобрей и врачеватель
В средневековой Европе цирюльниками назывались банщики-парикмахеры, которые владели элементарными навыками врачевания. Как и другие ремесленники, они объединялись в профессиональные сообщества – цеха. К XII веку в каждом европейском городе функционировала баня с парикмахерской, в которой цирюльники предлагали свои услуги.
На чем специализировались средневековые цирюльники?
В сравнении с дипломированными врачами цирюльники-ремесленники занимали более низкое общественное положение. Они были не столь подкованы в академической теории, но имели значительно больший практический опыт. Перечень стандартных услуг, которые предоставлял цирюльник в средневековой бане, был довольно разноплановым. Помимо мытья они занимались массажем, вправляли вывихи, удаляли больные зубы, делали перевязки ран и лечили переломы. Но основная их деятельность сводилась к трем главным занятиям: стрижке, бритью и кровопусканию.
Со временем бани начали преобразовываться в цирюльные лавки. К концу XIII века в каждом крупном европейском городе насчитывалось несколько сотен таких заведений. Для примера, в 1291 году только в одном Париже их было более 500, и это не считая множества уличных брадобреев, которые предлагали свои услуги на рыночных площадях и в других людных местах.
Постепенно цирюльники начали сужать круг обязанностей, уделяя меньше внимания врачеванию, специализируясь лишь на бритье, стрижках и кровопускании. Но окончательное разделение специальностей брадобрея и фельдшера-хирурга произойдет лишь в Новое время (XVII-XVIII вв.).
Знатные вельможи и представители духовенства не пользовались услугами общественных цирюлен, они имели собственного мастера, который проживал в замке на правах слуги. Своего монаха-цирюльника имел и каждый монастырь. Это позволяло священнослужителями не ходить день ото дня в город и не искушаться соблазнами мирской жизни.
В лавке средневекового цирюльника
Цирюльная лавка привлекала внимание издалека: вместо вывески о специализации заведения красноречиво заявляли блестящий железный таз, ножницы и гребень, висящие над входом. В Средневековье это место было эпицентром общественной жизни. Сюда постоянно захаживали городские жители, обменивались новостями и обсуждали свежие сплетни.
По меркам Средневековья брадобрейство было весьма прибыльным занятием. Во многом коммерческому успеху цирюльников сопутствовала католическая церковь, не устающая напоминать, что растительность на мужском лице приравнивает его к животному. Поэтому городские лавки брадобреев не пустовали. Примечательно, что цирюльники обслуживали исключительно мужскую часть населения. Но это не значит, что женщинам вход в лавку был закрыт, здесь им могли провести несложные медицинские операции, но о стрижках речи не шло.
Лавка цирюльника представляла собой небольшое помещение с деревянным креслом, тумбой для инструментов и открытой печью, горевшей на протяжении всего дня, поскольку мастер всегда должен был иметь под рукой горячую воду. В перечень инструментов и оснащения стандартной средневековой цирюльни входили: медные и оловянные тазы и кувшины, гребни и ножницы, пинцет для выщипывания волос, железные бритвы-клинки, головные повязки и губки, а также склянки с благоухающей водой.
Процесс бритья в средневековую эпоху
Процедура бритья в европейских цирюльнях не менялась столетиями, представляя особый церемониал. Хозяин лавки наливал в таз кипяток, снятый с горящей рядом печи, добавлял в него стружку из мыла и специальной губкой взбивал пену, которую наносил на лицо клиенту. После брадобрей начинал искусно орудовать острым клинком, в общих чертах мало чем отличающимся от привычной опасной бритвы.
Помимо стрижки и бритья в обязанности брадобрея входило подравнивание бороды и усов (далеко не все придерживались рекомендаций церкви), а также то, что мы сейчас называем камуфлированием седых волос. Средневековые мужчины панически боялись седины, называя ее покрывалом смерти. Преисполненные суеверий они обращались к цирюльникам, чтобы те красили им волосы, для отсрочки таким образом наступление судного дня.
Посещение цирюльника приводило внешность в порядок, но доставляло не самые приятные ощущения. Дешевое мыло сильно раздражало кожу, могло вызвать чесотку и другие нежелательные последствия. Поскольку о дезинфекции в Средневековье не имели ни малейшего представления, грязные инструменты, которыми в день обслуживалось несколько десятков горожан, становились разносчиками многих заразных недугов. Но даже эти обстоятельства не уменьшали количества желающих приобщиться к главному мужскому культу – бритью.