Федор Михайлович Достоевский - противоречивый бородач русской литературы
Литературное наследие Федора Михайловича Достоевского занимает особое место в мировой культуре. Произведения писателя давно и прочно завоевали широкую читательскую аудиторию во всех странах. Чем глубже мы проникаем в художественную вселенную Достоевского, тем сильнее задумываемся о его создателе: противоречивой, неоднозначной и, бесспорно, гениальной личности.
Первое впечатление от встречи: разочарование
Современники вспоминают, что первое впечатление при встрече с Достоевским всегда разочаровывало. Неброская внешность, лишенная аристократичности, и больше похожая на лицо ремесленника или рядового мещанина: тонкий и упрямый рот, широкий лоб с глубоко посаженными глазами, в форме лопаты темно-русая борода. Однако эти впечатления бесследно развеивались при общении с писателем. С первых минут разговора можно было безошибочно оценить значительность этого человека.
Это не лихо закрученный сюжет - это биография
Биография писателя – уникальный материал, по степени психологизма, драматизма и внутреннего напряжения не уступающий его произведениям. Участие в неугодном царскому режиму кружке петрашевцев, последующий арест, смертный приговор, инсценировка расстрела и помилование; ссылка на каторгу; роман с молодой и эксцентричной особой Аполлинарией Сусловой; смерть первой жены и сына, судьбоносная встреча в 45 с 20-летней А. Сниткиной; бесконтрольное увлечение азартными играми, прижизненное признание его литературного величия – одних этих беглых биографических зарисовок хватает, чтобы оценить неординарную и драматическую судьбу писателя.
Всем знакомый портрет писателя
Внешний образ Достоевского неизменно ассоциируется с его клочковатой и скрученной бородой, поникшими, но решительными усами. Растительность на лице писатель начал носить в 60-х годах, после 40 лет. До этого времени он был даже без усов. В эти годы в России мода на бороду стала повальной. Это был своеобразный маркер, свидетельствующий о том, что человек не имеет никакого отношения к государственной системе, поскольку даже после либерализации законов при Александре II чиновникам все еще было запрещено носить бороду. Эта тенденция нашла отражение в характеристике Птицына в романе «Идиот»: «Темно-русая бородка обозначала в нем человека с неслужебным занятием».
Уже в ХХ веке вокруг фигуры писателя сформировался громкий официоз, который не позволял открыто говорить о многих «неудобных» моментах биографии величайшего русского писателя. Патологическая игромания Достоевского упоминалась вскользь, было не принято открыто упоминать о сложных и неоднозначных отношениях с женщинами. До сих пор мало кто говорит о ярко выраженной сексуальности автора, которая, по воспоминаниям современников, несмотря на все старания сдерживать ее, невольно прорывалась наружу. Тургенев не без иронии даже называл его «русским маркизом де Садом».